Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Подарите детям детство!


    Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым

                                                                                             примерам – это и  есть нормальное состояние ребенка.
                                                                                                                                                                                Р. Штайнер


Детство - это уникальный период  жизни человека, во время которого закладывается основа его дальнейшего жизненного пути.
Хочу рассказать о педагогическом направлении, которое привлекает своей глубиной, бережным отношением к физическому и психологическому здоровью, уважением и вниманием к ребенку, его возрастным и ритм индивидуальным особенностям. Это вальдорфская педагогика.  
   

Всему свое время, поэтому развитие (в том числе и интеллекта) и познание должно быть вплетено в жизнь и происходить естественным образом.
У ребенка до 7 лет происходит формирование всех органов, закладывается основа физического здоровья, но не менее важноы чувства и эмоции, которые испытывает ребенок. Поэтому так важны люди , которые  общаются с ним, образы, которые запечетлевает малыш, среда, которая его окружает - и звуки , и цвета, и обстановка, и игрушки. Натуральные материалы, теплые цвета, игрушки, сделанные своими руками, создают уют и теплую домашнюю атмосферу, в которой дети раскрепощаются, раскрываются и начинают творить, придумывать, играть. Игре придается большое значение в различных ее проявлениях, ведь ее можно назвать главной работой ребенка, и  от того насколько качественно она проживается, зависит формирование его личности.
   Основной принцип вальдорфской педагогики это пример и подражание, поэтому к педагогу предъявляются достаточно высокие требования, так как ему постоянно приходится трудиться, прежде всего над собой, своим  внутренним миром, душевным состоянием, развитием своей личности.
   Творчество, рукоделие, повседневный хозяйственный труд, приготовление пищи это не только развитие, но и понимание причин и следствий (например, откуда берется хлеб на нашем столе).
    Дети очень тесно связанны с природой и ее ритмами, поэтому все материалы подбираются в соответствии с временем года, состоянием природы, а также опираясь на народную культуру.
   Ритмические хороводы со стихами и песнями, пальчиковые игры, сказки и рассказы повторяющиеся несколько недель развивают память и речь.
   Ритм имеет важное значение в жизни ребенка, поэтому в группе есть ритм дня, ритм недели, который определяют занятия, ритм  года, который задается  праздниками .
   Особенностью вальдорфской  группы  является ее разновозрастность, где старшие терпеливо обучают младших, а младшие стараются подражать большим.
   Родители рассматриваются как единомышленники и активные помощники во многих процессах. Поэтому такой садик подходит для тех, кто ищет теплую, домашнюю атмосферу, психологический комфорт, уважение и понимание ребенка, кто готов активно участвовать в жизни  своего ребенка и детского сада. Это сад, где малыш подобно растению растет и развивается так, как заложено природой, в тех временных рамках, которые не могут быть
ускорены, чтобы не нарушился природный баланс в организме ребенка, не уменьшились его жизненные силы. И если понимать воспитание как востребованное питание, то наша задача  напитать не только тело, но и душу ребенка всем необходимым, сделать его развитие гармоничным и естественным.   
       

 

 Семейный клуб «Светлица» - здесь радостно и светло!

На Руси «светлица» означала парадную комнату, где происходят самые важные, торжественные события. А что может быть важнее для родителей, чем воспитание их ненаглядного, несравненного малыша? Семейный клуб успешно работает 12 лет. За основу здесь взята вальдорфская педагогика. Многие воспитанники клуба уже подросли, ходят в школу. И все свидетельствуют, что их детская группа остается ярким и радостным воспоминанием. Сейчас клуб начинает свою работу в Куркино, в новом, просторном помещении на ул. Соколово-Мещерская и под новым названием. О работе семейного клуба, о его истории, о планах и перспективах мы поговорили с Еленой Просторовой, руководителем и одним из организаторов клуба.

- Елена, я знаю, ваш семейный клуб создавался самими родителями. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?

-Да, это была именно родительская инициатива. Сложилась целая группа родителей, которым хотелось дать самое лучшее своим детям. И мы задумались об альтернативе сложившейся системе дошкольного образования. Так, можно сказать, на родительском энтузиазме возникла наша группа, которая работала в Химках. Услышав, что здесь хорошо, стали приходить и другие родители. К нам начали приводить детей, которым было трудно посещать детские сады. Походив в наш клуб, ребенок осваивался, раскрывался и с удовольствием ходил в группу каждое утро. Так все и начиналось…

- Почему вы выбрали для вашего клуба вальдорфскую педагогику?

-Во-первых, я сначала выбрала ее для своего ребенка. Когда родился мой сын, я, как многие мамы, задумалась о воспитании и взялась за литературу. Детство - это ведь уникальный период, во время которого закладывается основа дальнейшего жизненного пути каждого человека. Ошибки раннего воспитания исправить порой уже нельзя. После долгого выбора я остановилась на вальдорфской направлении. Честно сознаюсь, оно привлекло меня своей глубиной, бережным отношением к физическому и психологическому здоровью, уважением и вниманием к ребенку, его возрастным ритмам и индивидуальным особенностям. Ну а уж потом, в дальнейшем, по мере изучения, я смогла рекомендовать ее и другим. И на моей памяти нет ни одного родителя, который был бы разочарован ее результатами. Естественно, что в дальнейшем мы взяли ее за основу для нашей группы.

-  Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой педагогической системе?

Основополагающий постулат - всему свое время, поэтому развитие и познание должно быть вплетено в жизнь и происходить естественным образом. Ведь у ребенка до 7 лет не только происходит формирование всех органов и закладывается основа физического здоровья, но и не менее интенсивно формируются чувства и эмоции. Поэтому так важно, с какими людьми он общается, образы, которые малыш запечатлевает, среда, что его окружает. Натуральные материалы, теплые цвета, игрушки, сделанные своими руками, создают уют и домашнюю атмосферу, в которой дети раскрепощаются, раскрываются и начинают творить, придумывать, играть. Игре придается большое значение в различных ее проявлениях, ведь ее можно назвать главной работой ребенка, и  от того насколько качественно она проживается, зависит формирование его личности.

У нас много творчества, рукоделия, повседневного хозяйственного труда, приготовления пищи и это не только развитие, но и понимание причин и следствий. Например, откуда берется хлеб на нашем столе. Дети ведь теснее взрослых связанны с природой и ее ритмами, поэтому все материалы подбираются в соответствии со временем года, состоянием природы, а также опираясь на народную культуру. Это ритмические хороводы со стихами и песнями, пальчиковые игры, сказки и рассказы, которые развивают память и речь.

Ритм вообще имеет важное значение в жизни ребенка, поэтому в наших группах есть  ритм дня, ритм недели, который определяют занятия, ритм  года, который задается  праздниками. Словом, у нас малыши развиваются так, как заложено природой, в тех временных рамках, которые не могут быть ускорены, чтобы не нарушился природный баланс в организме ребенка. Наша задача, как и задача родителей напитать не только тело, но и душу малыша, сделать его развитие гармоничным и естественным.

 - Какую роль играют родители в вашей работе? 

Активное участие родителей – это непременное условие нашего клуба. В родителях мы видим не только помощников, а единомышленников. Именно поэтому в наши группы приходят те, кто ищет теплую и домашнюю атмосферу, психологический комфорт, уважение и понимание ребенка. И, конечно, кто готов постоянно участвовать в жизни своего ребенка и всего клуба в целом.

 - Я знаю, вальдорфская система предъявляет очень высокие требования к личности педагогов, в чем это выражается? .

 Основной принцип вальдорфской педагогики - пример и подражание. А кому подражать ребенку, как не воспитателям и наставникам? Поэтому естественно, что к педагогам у нас предъявляются  особые требования. Он должен не только учить, но и учиться, работать над собой, развиваться, совершенствовать свой внутренний мир, узнавать новое, придумывать что-то  интересное для детей, быть всегда в творческом поиске. 

 Мне, как автору, остается добавить, что вальдорфская педагогическая система, зародившаяся еще в начале ХХ века, признана сейчас во всех цивилизованных странах как интереснейшее направление в сложной науке воспитания личности. Интересный факт, опубликованный в Приложении к Нью-Йорк Таймс в октябре 2011 года. Ведущие сотрудники гигантов Силиконовой долины, таких как Google, Apple, Yahoo отправляют своих детей в вальдорфскую школу, понимая, что передовым технологиям свое место и время.